• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Выбор гитарного процессора

Тогда приходит черед гитарного процессора: устройства с несколькими футсвитчами и множеством кнопок, в котором зашито несколько десятков эффектов и возможностей их настроек.

Обязательно нужно коснуться вопроса цены. Развеем возможное заблуждение: процессоры не стоят каких-то бешеных десятков тысяч рублей (разве что топовые); их ценник начинается уже от 3500 рублей за простую модель Digitech RP55 с парой футсвитчей и 20 эффектами, моделями гитарных усилителей и даже простой драм-машиной.

И да, покупая процессор для гитары, обращайте, прежде всего, внимание на то, для какой именно гитары предназначено устройство; для электроакустической гитары выпускаются свои процессоры, для бас-гитары – свои, да и для электрогитар тоже.

Основные функции

Процессор на то и процессор, чтобы включать в себя массу полезных гитаристу функций, даже если сегодня они ему не нужны – возможно, они пригодятся ему завтра.

Номером один у нас идут эффекты: как раз то самое, что предлагает большинство «примочек». И эффектов тут, без преувеличения, может быть несколько сотен. Более того, на борту может быть даже специальный синтезатор (например, как в модели Roland GR-55S), и не один, и даже есть моделирующий синтезатор.

И поскольку эффектов может быть так много, да еще и «отягощенных» синтезаторами, то вполне логично наличие заводских предустановок с пресетами/комбинациями эффектов, либо с какими-то конкретными значениями регуляторов в пределах одного эффекта (например, в GR-55 910 редактируемых шаблонов, 270 заводских пресетов и 297 пользовательских). И таких предустановок может быть несколько сотен, а также вариантов пользовательских, которые записываются во встроенную память.

Помимо эффектов и синтезаторов, процессор включает в себя моделирование инструментов, гитарные усилители и гитарные кабинеты, что в сумме позволяет создавать совершенно уникальные тона. Более того, некоторые процессоры моделируют даже специальные техники игры на том или ином инструменте и даже включают в себя встроенный аккомпанемент (как модель ZOOM G1on).

Само собой разумеется, что встроенные модели гитар обладают изменяемыми характеристиками (например, на BOSS GP-10) вплоть до типов струн, на которых играет виртуальный гитарист! Можно мгновенно менять строй с помощью нажатия педали, менять типы звукоснимателей, смешивать звучание разных типов гитар и еще много чего.

Все параметры выводятся на небольшой встроенный светодиодный и/или ЖК-дисплей (например, как на процессоре TC HELICON Play Electric), поэтому обращайте внимание на то, насколько он удобен. Иногда дисплеев бывает два (как на модели BOSS RC-300): светодиодный для отображения номера банка и графический – для вывода и регулировки параметров.

Дополнительные функции

Казалось бы, перечисленного выше должно хватить даже самому требовательному музыканту. Но производители пошли еще дальше и предлагают вам уже совсем не гитарный функционал: например, USB-аудиоинтерфейс, который подключается к компьютеру (как на ZOOM G3), и с которым вы можете напрямую записывать ваше исполнение в DAW или использовать вдобавок еще и компьютерные синтезаторы/инструменты.

Можно найти на борту и гармонайзер: он позволяет смешивать чистый и измененный сигналы, получая эффект двух играемых одновременно гитар.

Есть у процессоров и MIDI-функционал (например, у Digitech WHAMMY 5): процессор получает MIDI-данные с помощью встроенного MIDI-контроллера, и на каждый канал можно назначать пресеты процессора. А вот у контроллера BOSS GP-10, например, есть функция Guitar-to-MIDI которая позволяет использовать вашу гитару как MIDI-инструмент для управления программными синтезаторами.

Нельзя не сказать про предусилитель для звукоснимателей и микрофонов, которым может оснащаться процессор. Более того, он может использоваться с различными типами звукоснимателей (например, модель Zoom AС-3): пьезоэлектрическими, магнитными и пассивными звукоснимателями. Также предусилитель может использовать возможность подачи фантомного питания, что крайне важно при использовании конденсаторных микрофонов: обязательно проверьте, может ли ваш процессор давать такое питание; потому что, если не может – вам придется использовать либо микрофон, не требующий питания, либо докупать блок фантомного питания (да, такие продаются). Более того, при покупке блока следите, а какое именно питание он предоставляет, далеко не все готовы работать с самым популярным значением +48В, бывает и меньше.

Остальные функции не являются часто встречаемыми или «сверхобязательными». Но их наличие, безусловно, делает вашу жизнь гораздо приятней. Например, подавление обратной связи: функция автоматически определяет частоты, которые вызывают обратную связь и подавляет их, применяя к полосе фильтр (например, модель Zoom AC-2 и упомянутый выше AC-3). Разумеется, нужно, чтобы данная функция минимально влияла на тон (а лучше – чтобы совсем не влияла).

Еще одной такой второстепенной функцией является встроенный бустер: он используется для уменьшения разницы в громкости между различными техниками игры, а также для усиления во время солирования.

Другая полезная функция, которой оснащены большинство процессоров – хроматический гитарный тюнер, с помощью которого вы можете настроить свою гитару прямо на сцене (например, в бюджетном DigiTech Element).

Управление

Управляются гитарные процессоры футсвитчом (или несколькими, или даже сдвоенными с движением вверх или вниз, как на модели BOSS GP-10 выше), кнопками и регуляторами, на некоторых моделях может даже присутствовать педаль экспрессии (используемая для эффекта wah-wah или изменения громкости). Но поскольку предела совершенству нет, вполне обычным в процессоре выглядит наличие выделенных портов под еще один футсвитч или педаль экспрессии на некоторых моделях.

Конструкция

Физически процессоры выполнены преимущественно в металлическом корпусе (кроме совсем дешёвых моделей) с металлическими же элементами на поверхности. Часто для педалей экспрессии используется прочный ABS-пластик. Производители понимают, что музыканты будут пользоваться в основном ногами на выступлении или в студии, поэтому они делают свои устройства максимально прочными (например, модели Stomplab от VOX выполнены полностью из металла с металлическими футсвитчами и прочными ручками в ретро-стиле).

Выбирая процессор, обращайте внимание на удобство управления. Посмотрите, удобно ли вам будет быстро переключать настройки тех или иных функций на сцене в темноте, достаточно ли ярок светодиодный и/или ЖК-дисплей, не издает ли конструкция каких-то посторонних звуков (скрип или скрежет от некачественной сборки).

Очень полезной возможностью будет питание от батарей: как правило, это девятивольтовая батарея типа «Крона» или 4-6 батарей типа АА (например, как у процессора VOX Stomplab IG выше или у процессора BOSS DD-500 ниже), с которыми устройство может работать до 5-8 часов в зависимости от объема использованных функций, включая фантомное питание.

Также в качестве источника питания может быть использован USB-кабель: а вообще, обычно для этих целей применяется стандартный девятивольтовый адаптер, который может идти или не идти в комплекте (тоже поинтересуйтесь перед покупкой): к примеру, в артикуле модели ZOOM G3n + AD-16 уже указано наличие адаптера в комплекте.

Наконец, вам пригодится возможность обновления прошивки процессора (поскольку это всё-таки сложное электронное устройство, в отличие от простой «примочки»): обновление может дать вам новые модели и инструменты, расширить количество пресетов и вообще ускорить работу устройства в целом.

Басовые гитарные процессоры

Напоследок надо сказать про басовые гитарные процессоры. Как правило, это фактически те же модели, что и для электрогитар, но настроенные по-иному и имеющие в составе своего названия буквы B: скажем, VOX Stomblab IG и VOX Stomplab IB; ZOOM G1XOn и ZOOM B1XOn (на картинке ниже) и так далее.

Хоть конструктивно эти модели и схожи, отличия начинаются уже с эффектов: они «заточены» под бас-гитары, включая несколько видов дисторшна, компрессии, модуляции, и т.д. Точно так же у них бывает встроенный аккомпанемент, лупер, многофункциональный ЖК/светодиодный дисплей. Одним словом, обладая схожей конструкцией, все возможные эффекты, генераторы, бустеры и т.д. ориентированы на использование в басовом диапазоне.

Заключение

Одним словом, выбирать гитарный процессор нельзя сказать, чтобы просто, но зато вы и получить можете гораздо больше, чем от самого нагруженного педалборда: и работать всё это будет лучше, потому что изначально идеально согласовано благодаря встроенному 24-разрядному (как правило) DSP и прочим «вкусным» дополнениям.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Из чего делают тарелки?

Особым культом любого барабанщика являются тарелки, от звучания которых во многом зависит звук всей барабанной установки. В общем...

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Дерево электрогитары – влияет ли на звук? Еще как, и тому есть доказательства

Это удивительно, но до XXI века строгие лабораторные эксперименты, призванные выяснить, влияет ли порода дерева, из которой выполнена...

Новинки ROLAND 2023

Подведем итоги года ушедшего вместе с компанией ROLAND и представим вам ее новинки, которые, как всегда, используют передовые...

«Анатомия» акустической гитары

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

Контроллеры студийных мониторов: блажь или необходимость?

Если вы работаете в студии, то у вас абсолютно точно имеется широкий выбор различного оборудования для записи и...

Мелодика или пианика: недетский инструмент

Слышали вы когда-либо о таком инструменте как мелодика или пианика? Это два разных названия одного инструмента – мелодической...

Расположение микрофона при записи вокала

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста,...

Музыкальные размеры: ключ к пониманию

Владеете ли вы музыкальной грамотой? Если да, то скорее всего, вы учились в музыкальной школе. Если же такие...

Посадка гитариста: от классики до метала

Классическая посадка для всех?  Наверняка многие слышали про посадку классического гитариста, ведь про неё есть огромное количество фото,...

Профессиональная и Hi-Fi акустика: в чем разница?

Колонки PA и Hi-Fi – два вида акустических систем, которые, на первый взгляд, похожи, так как их основная...

Двенадцатиструнная гитара – двойное удовольствие

Когда долгое время играешь на гитаре, со временем хочется попробовать что-то новое, разнообразить свое творчество. Тогда на помощь...

Становится ли музыка проще?

В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал список 500 самых лучших музыкальных альбомов всех времён, львиной долей которых...

Клавишные стойки – надежная опора

Почти любой современный клавишный инструмент нуждается в надежной опоре. Стойка позволяет разместить инструмент так, чтобы он находился на...

Безголовые гитары

В мире существует множество разнообразных гитар, отличающихся звучанием, формой, конструкцией и техническими характеристиками. Одной из таких особенностей является...

Суперстраты Schecter. Сравнение в деталях

Суперстраты Schecter Компания Schecter была основана в 1976 году и с тех пор, планомерно развиваясь, выпускает все больше и...

Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов....

Уровень шума: что это и как его понизить

Звукозапись – это не только сам процесс записи музыки или вокала, но и долгая последующая обработка записанного материала....