• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Сведение трека исправит всё, суббас нужен везде: мифы звукозаписи, часть 2

Продолжаем разговор о современных легендах цифровой звукозаписи, начатый на прошлой неделе. Сегодня обсуждаем новую порцию распространенных в среде музыкантов верований, которые мешают им осознанно заниматься своим делом. Итак:

  

1. Сведение и мастеринг исправят криво сделанный трек (нет)

В России и кое-где на просторах бывшего СНГ существует убеждение, что музыкальный звукорежиссер — это такой волшебник, который обязан за скромный гонорар спасти любой шлак, который ему предоставят.

В мире западного музыкального продакшна, который все еще лидирует по качеству, хоть его и теснят таланты с Востока и Юга, существует два концептуальных подхода. Первый: «Музыкант пришел в студию с таким вот материалом — он так видит. Мы не имеем права его учить, поэтому сделаем что возможно». Второй: «Если в аранжировке совершены критические ошибки, следует сообщить об этом артисту и предложить переделать партии и трекинг в проблемных местах».

Российский звукорежиссер Роман Уразов (работал с Tesla Boy, Brazzaville, Манижей) в свое время прошел довольно изнурительную стажировку в студиях США, ассистируя всемирно известным специалистам. Он рассказывал, что однажды не смог предварительно «собрать» поступивший трек, чтобы им впоследствии занялся именитый звукорежиссер. И очень расстроился.

А пришедший на свою смену специалист, послушав работу, спокойно объявил: «А ты тут и не мог ничего «собрать», здесь и собирать-то нечего». Имелось ввиду, что в аранжировке были сделаны косяки, которые не решаются магическим сведением.

Уж сколько раз твердили миру, что хороший микс начинается именно на этапе аранжировки. Но начинающие, а порой и некоторые, уже имеющие имя артисты, невнимательно относятся к тому, что делают они сами или их аранжировщики (битмейкеры, если угодно).

Нередко звукорежиссерам предоставляют трекинг, в котором целые группы инструментов ведут свои партии в одном и том же частотном диапазоне, соревнуются за пространство в миксе с вокалом и т. п. Кое-какие конфликты в таком треке звукорежиссер, конечно, может разрулить, но не все. И в любом случае ему придется идти на маленькие или большие компромиссы.

Часты случаи, когда артист не позаботился о достаточно чистом трекинге. Например, в вокале соотношение полезного сигнала и шума таково, что вырезание примесей убивает сам вокал. То же бывает и с записями любых живых инструментов.

Нередки прецеденты, когда при трекинге гитар с нескольких микрофонов, были внесены фазовые искажения, подлежащие исправлению лишь условно. С виртуальными синтезаторами, модными стерео-«расширялками» и предварительной жесткой компрессией артист или битмейкер также может раздолбать в хлам фазовые характеристики многих дорожек проекта, а также уничтожить на корню их динамику.

Разумеется, звукорежиссер будет стараться починить все эти вещи, но сильно испорченный аудиосигнал часто нереально спасти.

Противоядие от этих проблем одно — самообразование или профильные курсы. Артисту и аранжировщику следует вникать в базовые требования к качеству предварительного микса, в элементарную теорию музыки и хотя бы по верхам ознакомиться с простейшими правилами оркестровки. Это касается и электронщиков, которые, по сути, тоже делают оркестровки, хоть и для синтетических инструментов.

2. Записывать нужно весь частотный диапазон инструмента и использовать тоже весь. С синтезаторами — такая же фигня

Нет, нет и еще раз нет. Гитаристы сколько угодно могут меж собой разговаривать о том, какие чистые и «воздушные» обертоны звучат у инструмента выше 16 кГц и о том, как он жирно басит в районе 50 Гц. Электронщики могут истово верить, что одним синтезаторным патчем можно и нужно занять весь диапазон человеческого слуха, потому что «качает».

Но к реальной музыкальной жизни все это не имеет отношения. У каждого естественного инструмента от вокала до гитары и от контрабаса до флейты пикколо существует и вычислен специалистами диапазон «эффективных частот». В нем конкретный инструмент выдает полезную музыкальную, тембральную и эстетическую информацию. А все, что сверх — это призвуки и аудио-мусор, который мешает звукорежиссеру «собирать» микс.

То же, с некоторыми оговорками, касается и синтезаторных звуков. Каждый из них в аранжировке выполняет свою функцию и должен работать в строго определенном частотном диапазоне, не мешая всем остальным «участникам» трека.

Поэтому уже на этапе трекинга и даже прямо во время аранжировки опытные люди применяют предварительную эквализацию или «обрезные фильтры».

3. В современной музыке без суббаса никуда!

Неправда. Тысячи «тонких» треков стали хитами и становятся ими прямо сейчас. Значение жирного слоёного баса сильно преувеличено даже для рэпа и экстремальных электронных жанров.

Суббас — всего лишь одна из музыкальных «красок». Ее можно применять, а можно и обойтись. Все зависит от конкретной драматургической идеи в аранжировке и от того, какой основной бас выбран для трека.

Бас-гитары и контрабасы в живой музыке при нормально организованной записи несут достаточно звуковой информации в области инфраниза. Его просто нужно аккуратно преподнести в миксе.

То же касается и электронной музыки. Обилие патчей, доступных музыкантам, позволяет не усложнять басовые партии леерингом «среднего» баса и суббаса, ибо в удачно выбранном и отредактированном пресете оба они уже могут присутствовать.

Кроме того, следует помнить, что формально добавленный (потому что «нужно», «модно», «современно») суббас во многих случаях «крадет громкость» микса, затрудняя работу компрессоров и лимитеров. Ведь они вынуждены срабатывать на едва слышимые человеческим ухом звуки ультранизкой частоты, потому что приборам-то «слышен» весь диапазон.

В связи с этим с суббасом следует обращаться крайне осторожно. И уж точно не стоит ориентироваться на то, как воспримут трек обладатели заниженных «приор» с воткнутыми в их кузова мегасабвуферами — даже если это ваша целевая аудитория.

Их автомобильные аудиосистемы все равно накачают ужасно грязным басом даже «тонкие» миксы. А сами автомобили своей металлической и пластиковой вибрацией, которую слышно на 500 метров вокруг, окончательно испортят звучание музыки, над которой вы так долго работали.

4. Писать гитары в direct input звуковой карты и обрабатывать гитарными плагинами — дурной тон, всё это «не тру»

Фанаты гитарной музыки — это люди настолько влюбленные в специфический гитарный стафф, что нередко улетают мыслями в эзотерический космос. У них если гитара не писалась хотя бы с пристойного комбаря и двух микрофонов (обязательно одного динамического и одного конденсаторного), то это и не гитара вовсе, а жалкая «неживая» жужжалка.

Вероятно, они полагают, что мировые производители эмуляторов гитарных усилителей, кабинетов, комбиков, плагинов, использующих «импульсы», записанные с дорогого гитарного оборудования и в специально подготовленных студийных комнатах — все они сплотились в зловещем заговоре.

И, значит, дурят народ своими «вээстэшками», выманивая у него деньги. Еще и нейросети к этому подключили, имитирующие работу гитарных железок, но, конечно, из рук вон плохо. Мол, все это мертво по определению, «убивает» священный гитарный звук и фу, короче.

На самом деле сейчас подавляющее большинство даже опытных звукорежиссеров сыплется на слепых тестах, пытаясь определить на слух, писался гитарный сигнал традиционно или в direct input звуковой карты с последующей обработкой плагинами. Что уж говорить о начинающих гитаристах и артистах.

Мало того, топовые звукорежи и всемирно известные гитаристы (например, Джо Сатриани) предпочитают параллельно записи сигнала с гитарного оборудования писать отдельно и чистый гитарный сигнал «в линию».

Запись в direct input часто спасает запоротый трекинг по другому звуковому тракту. А еще полученный чистый сигнал обрабатывают плагинами и примешивают к основному. Вообще, в современном продакшне рока и прочей гитарной музыки активно используется лееринг, сэмплы и выравнивание всех «живых» партий по клику. Короче говоря, слушателя «цинично обманывают» 🙂

В третьем десятилетии 21 века виртуальные звуковые технологии достигли такого уровня, что качественные и даже нередко бесплатные плагины, вполне успешно заменяют практически любое «железо», включая гитарное, ленточные магнитофоны, ламповые приборы и аналоговые синтезаторы.

Писать гитару по старинке, по большому счету — личная причуда артистов, у которых есть на это средства. И которые, предложи им поучаствовать в слепых тестах, скорее всего, от этого уклонятся. Потому что разрушать свою святую веру в «аналог» очень не хочется.

5. Для профессионально звучащих треков нужны «профессиональные звуки» (патчи, пресеты синтезаторов, сэмплы)

 

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи» (зачеркнуто) звуки в проектах всемирно известных музыкантов или, скажем, композиторов дорогой музыки для кинотрейлеров и кино! Они используют буквально всё, что подвернется под руку и отвечает конкретной, стоящей перед ними творческой задаче.

Словосочетание «профессиональный звук», по сути, ничего не означает. Потому что любой звук, записанный или синтезированный в достаточно высоком разрешении и с низким уровнем шума — профессиональный. Даже если он неприятно или странно звучит.

Оценка «профессиональный» — сугубо эмоциональная и иррациональная. Особенно в эпоху, когда в попсе на миллион могут использоваться чиптьюн скрежеталки, сэмплы гудения трансформатора и дико перегруженные вопли укуренных хипстеров 🙂

Критериев фактически только три: звук должен быть записан (или синтезирован) по крайней мере в 16 бит/44,1 кГц, иметь хорошее соотношение «полезный сигнал/шум» и подходить к решению музыкальной задачи.

Даже софтовые синтезаторы 20-летней давности с их иногда возникающими артефактами издают «профессиональные звуки». Недорогая гитара с новыми струнами, чисто записанная напрямую в звуковую карту за 200 долларов издает «профессиональный звук». Человеческое рычание, записанное без перегруза в динамический микрофон за 100 долларов, из которого затем сделают крышесносные эффекты — тоже «профессиональный звук».

Это сами разговоры о том, что какой-либо источник сигнала звучит «непрофессионально», часто непрофессиональны. Как говорится, сначала выжми из этой железки или софтины все, на что она способна, а уж потом ругай ее…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/svedenie-treka-ispravit-vse-sybbas-nyjen-vezde-mify-zvykozapisi-chast-2.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Когда оборудование бьёт током

При контакте с электрическим оборудованием, находящимся под напряжением, существует опасность поражения электрическим током. Мало того, что это может...

Ищем выход: линейный или для наушников?

Линейный выход и выход для наушников внешне очень похожи, при этом многие аудиоинтерфейсы и все микшерные консоли имеют...

«Анатомия» акустической гитары

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие...

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Профессиональные заболевания гитаристов

Ранее мы с вами говорили о мускулатуре барабанщиков и упражнениях на ее развитие. Возникает логичный вопрос: что по...

История караоке

История караоке Индустрия развлечений в XXI веке является очень прибыльной сферой бизнеса, охватывающей огромное количества людей с самыми...

Новинки ROLAND 2023

Подведем итоги года ушедшего вместе с компанией ROLAND и представим вам ее новинки, которые, как всегда, используют передовые...

Студия для подкастов Face2Face в Москве: что и как

Подкасты сейчас на пике популярности. Они позволяют делиться мыслями с людьми по всему миру, а слушателям — учиться...

Трансляционные усилители мощности

Трансляционные усилители — это технические устройства, которые используются для передачи аналоговых или цифровых сигналов на большие расстояния без...

Уход за электронной ударной установкой

Ударная установка, будь они акустической или электронной, всегда является предметом любви и гордости любого барабанщика. А за любимыми...

На чем играть думеру. Часть первая – Бас

Кто бы мог подумать, что ренессанс пост-панка в текущем десятилетии начнется с России, а ничего удивительного в этом...

Длинные волосы: стереотип или обязательный атрибут рок-музыканта?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что многие рок-музыканты являлись и являются обладателями длинных волос? Если посмотреть фото...

Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов....

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

MIDI клавиатура — 25 клавиш или больше? Полувзвешенная или нет? Как выбрать

MIDI клавиатуры очень красивые. На них много цветных крутилочек, пэдов, фейдеров, какие-то колесики и кнопки. Они привлекательны, но...

Барабанщик и мышечная масса: нужны ли они друг другу?

Если составить рейтинг самых физически развитых музыкантов, то верхние строчки, наверняка, займут барабанщики. И если кто-то считает, что...

Балансный и небалансный кабели: подключайся правильно

При выборе первого микрофонного или Jack-кабеля, наверное, каждый задавался вопросом: какой выбрать, балансный или небалансный, и в чем...

Становится ли музыка проще?

В 2003 году журнал Rolling Stone опубликовал список 500 самых лучших музыкальных альбомов всех времён, львиной долей которых...

Компрессоры аудиосигнала: от понимания к применению

О компрессорах аудиосигнала, основных параметрах работы читайте в нашей статье. Также мы расскажем о дополнительных функциях и схемах...

Комбоусилители для электрогитар

Если вы думаете, что с приобретением электрогитары ваш музыкальный шопинг закончился, вы глубоко ошибаетесь. Электрогитара имеет цельный деревянный...