• Виктор
  • Статьи
  • 5 мин. чтения

На чем играть думеру. Часть первая – Бас

Кто бы мог подумать, что ренессанс пост-панка в текущем десятилетии начнется с России, а ничего удивительного в этом нет: безграничная русская тоска взращенная на благодатной почве КИНО, отлично впитала в себя классиков Joy Division, The Cure, The Sisters of Mercy и дала крайне самобытные и нетривиальные плоды в лице новой волны русскоязычного пост-панка. Сруб, Молчат дома, Ploho, Культурная революция, Дурной вкус собирают миллионные просмотры в подборках Russian Doomer Music на YouTube.

Вследствие чего интерес к, казалось бы, уже забытому стилю, возродился не только у слушателей, но и у музыкантов. И если проблем с ответом на вопрос “как играть пост-панк” нет, то “на чем играть пост-панк” – тема темная, как гармонии британцев из Bauhaus.

Мы постараемся дать наш субъективный ответ на последний вопрос. Но не стоит рассматривать статью как свод догматов, это скорее концепция, на основе которой можно принимать свои собственные решения. В качестве примеров мы будем использовать разные ценовые сегменты и указывать на важные параметры при выборе.

Начнем с ведущего инструмента в этом стиле – бас-гитары.

Какую бас-гитару выбрать для пост-панка

В первую очередь, нужен инструмент, который подойдет для исполнения энергичных ритм-партий медиатором, поскольку большинство басовых линей в пост-панке играется именно таким способом. Закономерным решением будут вариации Precision Bass, так как расположение split-coil (звукосниматель из двух катушек разнесенных по плоскости) в так называемом положении sweet spot, обеспечивает высокую читаемость с акцентом на нижней середине, что отлично вписывается в концепцию агрессивной игры с сильной атакой медиатором. В свое время данный тип инструмента выбрали Саймон Гэллап (The Cure), Дэвид Джей (Bauhaus), Питер Хук (Joy Division, New Order) и многие другие.

Precision не является единственно возможным вариантом, но точно будет одним из самых логичных, именно поэтому в приоритете стоит рассмотреть именно его.

Вход в сообщество Precision бас-гитарного мира объективно доступный, при этом за счет крайне эффективной конструкции (спасибо, Лео Фендер) даже очень недорогие инструменты, могут иметь более чем приемлемое качество. С такого инструмента и хотелось бы начать.

Бас-гитара STAGG SBP-30 – крайне недорогой инструмент, обладающий всеми отличительными чертами, присущими Precision, включая характер звука. Конечно, насыщенности и детальности американского прототипа не будет, но само звучание четко передает концепцию, что в рамках бюджета дорогого стоит. Из недостатков можно отметить не самую качественную колковую механику, что характерно для большинства бюджетных инструментов и при игре медиатором вообще не является такой уж проблемой, то есть не мешает ей держать строй и достаточно высокий экшен.

Если хочется большей универсальности, добавить верхов и яркости атаки, можно рассмотреть достаточно популярный формат PJ, то есть сплит + сингл, такие инструменты со временем полюбил тот же Питер Хук.

SCHECTER MODEL-T 4 – каноничный представитель Precision с дизайном 51-ого и схемой PJ, рациональный выбор для продвинутых музыкантов. Более чем подходит для самой серьезной работы, вплоть до студийной. И не смотря на то, что бас позиционируется для игры в тяжелых стилях с пониженным строем, в стандарте он тоже звучит прекрасно, а глубокий, но при этом прорезающий звук, отлично впишется в напряженный микс, свойственный для некоторых пост-панк групп, которые хотят звучать более агрессивно, чем классики.


А что делать, если хочется именно классики и более винтажного тона? Можно рассмотреть инструмент с уменьшенной мензурой.

SCHECTER BANSHEE BASS обладает не только эффектным дизайном, но и приятной эргономикой. За счет уменьшенной до 30 дюймов мензуры (представьте, что вы поставили каподастр на втором ладу бас-гитары с мензурой 34 дюйма) натяжение струн мягче в сравнении с инструментами со стандартным грифом. Это также сказывается и на звуке: если нужен более вкрадчивый, но не лишенный читаемости тон, то выбор очевиден.

И продолжая тему маломензурных инструментов, хотелось бы упомянуть Bass VI, который также имеет мензуру в 30 дюймов. Это гибрид гитары и баса, то есть мы имеем стандартный басовый строй с добавлением первых двух струн, как у гитары, но на октаву ниже.
Bass VI прижился в пост-панке как у гитаристов, в частности Роберт Смит активно использовал его при записи Disintegration, так и у басистов, тот же Питер Хук – бывалый  пользователь Bass VI в период New Order.

Этот инструмент отлично подойдет для исполнения мелодичных лидирующих партий баса и в целом разнообразит аранжировку, хотя, как правило, Bass VI крайне редки и дороги, но есть нетривиальный выход из ситуации.

ARIA JET-B TONE. На самом деле, это 30-дюймовый баритон, но путем нехитрых манипуляций он превращается в самый доступный на рынке Bass VI. Теперь о том, что нужно для этого сделать. В первую очередь, следует заблокировать тремоло или добавить еще две дополнительные пружины и затянуть винты, плотно положив киль тремоло на деку.
Затем понадобится немного доработать верхний порожек под новый калибр струн.
С подбором струн также есть нюанс, сейчас без проблем можно приобрести только два набора D’Addario EXL156 и Ernie Ball 2837, если первые имеют калибр 24-84 и без проблем войдут в отверстия колков, то у Ernie Ball калибр 20-90, и чтобы установить шестую струну, колок под нее придется немного растачивать. После чего останется просто отстроить мензуру, высоту струн и Bass VI готов для новых свершений.

С инструментами мы немного разобрались, а что насчет бас-гитарной обработки? Для пост-панка это крайне значимая вещь, начнем обсуждать эффекты в порядке их важности для формирования саунда.

Какие эффекты выбрать для пост-панка

Хорус

Один из наиболее востребованных типов эффектов в пост-панке – это модуляция, в частности хорус. В случае бас-гитары, одним из главных параметров является работа с низом, поэтому эффект ни в коем случае не должен его обрезать. В качестве доступного и полностью отвечающего всем параметрам хоруса можно смело рекомендовать MOOER Ensemble Queen, референсом для данной педали, послужил легендарный Boss CE-2.

Реверберация

Пост-панк – один из немногих стилей где с бас-гитарой используется реверберация, причем активно и крайне разнообразно, в связи с чем эффект лучше всего выбирать максимально вариативный, как, например, TC ELECTRONIC HALL OF FAME 2 REVERB.

Компрессор

Следующими по значимости эффектами, являются эффекты динамической обработки, как то: компрессоры, лимитеры и энхансеры. Если говорить о конкретных моделях, то в бюджетном сегменте неплохо себя проявляет лимитер STAGG BX−BASS LIMIT, не смотря его на небольшой размер, результат получается вполне взрослый. Также можно рассмотреть отличный прибор от отечественного производителя YERASOV SCS BF-10B.

Овердрайв

Эффекты перегруза также нередко используются в пост-панк музыке с басом, но как правило применяются они не для формирования звука, а для придания ему оттенков, поэтому наличие ручки Blend (позволяющей подмешивать чистый звук к обработанному) для овердрайва крайне важный момент. Кроме того, эта функция позволяет не терять низкие частоты.
Неплохим вариантом для начала будет YERASOV SCS OD-10B. Палитра звуков у него крайне богата, а наличие самого нужного функционала позволяет вносить изменения в картину небольшими штрихами, деликатно добавляя нужных красок. 

Тюнер

Тюнер – вещь банальная, но далеко не лишняя в педалборде. Большинство современных моделей справляются с диапазоном баса без каких-либо проблем, но все равно проверьте, чтобы такой режим был, как в недорогом, но достаточно качественном STAGG BX-TUNER.

Мы собрали небольшую подборку эффектов, закономерно встает вопрос, чем это все питать, куда ставить и как соединять между собой.

Как собрать педалборд для пост-панка

Питание

В первую очередь, нужно отметить, что на качестве блока питания экономить не следует, берите приборы со стабилизированными выходами с гальванической изолированной развязкой, как YERASOV ENC-5B.

Патчи

Тоже не то, на чем следует экономить, ведь развалившийся в гнезде педали джек, может доставить крайне много неприятностей. Посоветовать можем достаточно долговечные и крепкие STAGG NPC010LR, но за надежность придется платить размером джеков.

Педалборд

Большой педалборд, скорее всего, вам не понадобится, в связи с тем, что эффектов не так много, но точные размеры борда само собой нужно подбирать под конкретный сетап, также хорошо, если он будет иметь кейс, как STAGG UPC-535.

Какой процессор выбрать для пост-панка

Если желания возиться со сборкой педалборда нет, всегда есть возможность обратиться к процессору, благо подавляющее большинство современных мультиэффектов отлично подойдут для пост-панка. Однако есть важный нюанс, о котором следует позаботится при выборе процессора, обязательно обращайте внимание на наличие плеера импульсов IR (Impulse Response) как у Zoom B2 FOUR.

Куда включать?

Если в случае процессора, вы можете получить готовый звук, просто подключив подходящие наушники, как, например AXELVOX HD271 (32 Ома позволят подключиться даже в смартфон, а закрытая конструкция отлично подходит для работы с НЧ). То в случае педалборда понадобится усилитель, для дома наиболее удобный формат – небольшой маломощный комбо, с характерным винтажным звуком, как, например VOX PATHFINDER 10B, также можно без проблем играть в аудиокарту через VST-плагины, такой вариант подойдет и для записи, но это уже совсем другая история, которую мы расскажем в следующей статье. 


Source: https://oaoo.ru/balalayka/na-chem-igrat-dymery-chast-pervaia-bas.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Как сделать микс громче, что такое LUFS, и «сколько их» нужно в треке

Любая громкая музыка все еще кажется слушателям лучше и интереснее, чем любая тихая. Такова уж «звуковая психология» человека....

Банджо – символ американской музыкальной культуры

Культуру определенной страны очень ярко характеризует национальная музыка и присущие ей народные инструменты. В США наиболее популярной национальной...

Гитарные маркеры: следуй за точками

Вы наверняка выдели на грифе гитары специальные отметки, которые обычно выглядят в виде точек, но вообще могут иметь...

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей: все прелести цифровых технологий

Гитарные эмуляторы или симуляторы гитарных усилителей – это современное решение для создания реалистичных и аутентичных гитарных тембров. Глупо...

Контроллеры студийных мониторов: блажь или необходимость?

Если вы работаете в студии, то у вас абсолютно точно имеется широкий выбор различного оборудования для записи и...

Профессиональная и Hi-Fi акустика: в чем разница?

Колонки PA и Hi-Fi – два вида акустических систем, которые, на первый взгляд, похожи, так как их основная...

Чем бы «звезда» не тешилась: хобби известных музыкантов

Все мы люди. Вот и музыкальным кумирам не чужды различные увлечения, которые помогают им не сойти с ума...

Сведение и мастеринг: типичные ошибки при подготовке микса к финальной обработке

Работа студий мастеринга и частных специалистов чаще всего потоковая. К 2024 году количество треков, публикуемых на музыкальных стриминговых...

Акустическая безэховая камера — что это и зачем нужна

Представьте себе комнату, в которой стоит не просто тишина, а тишина абсолютная — жуткая и потусторонняя. Некоторые люди,...

Pignose — «свинские» гитары и усилители для путешествий и улицы

Ну вот кто в здравом уме станет создавать бренд музыкального оборудования с названием, означающим «свиной пятачок», а в...

Как сделать сайдчейн, используя бесплатные VST плагины: обзор лучших

Сайдчейн и подобные ему эффекты в DAW чаще всего настраивают двумя путями: 1. С использованием компрессора, поддерживающего подключение...

Варган – магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным...

Полезные девайсы звукорежиссера

Если вы работаете с живыми выступлениями, в студии звукозаписи или в домашней студии, то в какой-то момент вам...

Клавишные стойки – надежная опора

Почти любой современный клавишный инструмент нуждается в надежной опоре. Стойка позволяет разместить инструмент так, чтобы он находился на...

Когда оборудование бьёт током

При контакте с электрическим оборудованием, находящимся под напряжением, существует опасность поражения электрическим током. Мало того, что это может...

Задержка Windows — как уменьшить при работе со звуком и музыкой

Кроме той задержки (latency), которую создают в цифровой музыкальной студии драйвер аудиокарты, музыкальное ПО (DAW), подключенные плагины и...

Все о губной гармонике

Губная гармошка, или гармоника – это тот инструмент, который доводилось слышать каждому. Сегодня он популярен благодаря своей компактности,...

Кабели, разъемы, протоколы: как не запутаться?

Если вы хоть раз использовали музыкальное оборудование, будь оно профессиональным или бытовым, то сталкивались с различными разъемами и...

Игра на электрогитаре снова в тренде, гитаристы c YouTube правят миром

Менее десятка лет назад казалось, что дни электрогитары сочтены. Жанры около рока стагнировали. В качестве фаворитов музыкального рынка...

Комбоусилители для электрогитар

Если вы думаете, что с приобретением электрогитары ваш музыкальный шопинг закончился, вы глубоко ошибаетесь. Электрогитара имеет цельный деревянный...