• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Лееринг в музыке — что это такое, и зачем его использовать?

Если говорить совсем просто, то Layering (англ. «наслоение») — это когда в аранжировке несколько инструментов играют одну или несколько партий в унисон (одинаковые ноты) и/или в октаву, включая условные унисоны ударных. Хотя в современном производстве популярной музыки дело несколько сложнее, и об этом мы поговорим ниже.

Игра или пение в унисон — древний, почтенный и эффектный прием. Он возник еще в народной музыке, активно применялся в Европе в дохристианской священной музыкальной традиции, а затем — в церковном пении. Например, в григорианских хоралах.

Назначение унисона — сделать звучание музыкальной партии глубоким, мощным, вызывающим эмоции у слушателя. И на рубеже XVIII-XIX веков одним из отцов «лееринга» в классической музыке стал Бетховен, чьи нотные партитуры диктовали определенный состав оркестра, который позже стали называть «бетховенским» или «малым симфоническим».

Вспомните знаменитое начало 5-й симфонии — струнное «та-та-та-тааам!» Это он и есть — старый добрый «лееринг».

Оркестровая музыка эпохи романтизма (примерно в 1820-1910 гг.) практически повсеместно использовала унисоны и октавные линии. Любопытно, что в сегодняшней киномузыке и особенно музыке для кинотрейлеров унисон, в котором звучит одна мощная нота, сыгранная синтезаторами и несколькими медными духовыми инструментами, чей звук обработан дисторшном и сильно компрессирован, принято называть «Braam» или «Braams».

С одной стороны, это звукоподражательное название, а с другой — юмористическая отсылка к имени композитора периода романтизма Иоганнеса Брамса. В некоторых своих произведения в кульминационные моменты тот использовал мощный, акцентированный оркестровый унисон плюс октавные интервалы.

Но несомненным чемпионом среди романтиков в «лееринге» был Рихард Вагнер. Его состав оркестра был поистине огромным. Он мог использовать по четыре тубы, по шесть арф, расширил состав струнной группы, ввел в оркестр конрабасовый тромбон и басовую трубу.

Медные духовые в кульминациях у Вагнера звучат, будто Трубы Страшного суда. Струнные могут играть в унисон в низком регистре даже быстрые пассажи, и это вызывает ощущение стремительного движения.

По сути, симфоническая классика и киномузыка XIX-XXI веков состоит из наслоений унисонов и октав в очень значительной мере. И, конечно, некоторые приемы классических композиторов были заимствованы музыкантами из мира поп- и рок-музыки. Им тоже хотелось звучать эффектно.

Что делал лееринг в ранней поп-музыке

В роке риффы, сыгранные в унисон и в октаву активно использовали, например, Black Sabbath и Deep Purple. Это утяжеляло звучание хард-роковых групп в те времена, когда еще не появились «металлические» гитарные и басовые эффекты искажения (примочки).

Также лееринг широко применялся при записи относительно ранних рок- и поп-композиций. Например, много вокальных унисонов использовали Beach Boys. Нередко они «слоями» записывали барабаны, бас и гитары, отчего те становились пробивными, объемными, плотными. То же самое делали Queen, отличавшиеся в свое время почти гигантоманским подходом к записи.

Именно в мире поп- и рок-музыки возникли неклассические, отчасти «инженерные» и очень творческие техники лееринга. Например, в суперхите The Doors «Riders On The Storm», кроме дублированной основной партии вокала и бэков, был записан еще и «слой» шепота Джима Моррисона, который проговаривал слова песни точно в ритме главной голосовой части. Это добавило вокалу саспенса…

 

В 2012 году британский музыковед Аллан Мур, проанализировавший множество записей поп-музыки, начиная с 1920-х, предложил добавить к традиционной классификации музыки (гомофония, полифония, монофония и др.) концепцию «функциональных слоёв». Она более точно описывает то, что происходит именно в музыкальных текстурах популярных записей.

Он заявил, что в них работают 4 функциональных слоя:

1. Явный слой битов (ударных)
2. Басовый слой
3. Гармонический слой
4. Мелодический слой (вокал, инструментальные мелодии и риффы)

В 2020-м американский музыковед Меган Л. Лавенгуд выделила еще и 5-й слой — «Слой новизны». Он функционирует отчасти подобно конструкции «вопрос-ответ» в классической музыке: как бы откликается на мелодические линии вокала или инструментальных тем «ответами» и «междометиями» или наоборот — предвосхищает появление мелодической линии «призывами».

Как правило, «Слой новизны» формируется инструментами с необычными тембрами (например, синтетическими), сильно обработанными сэмплами или живыми инструментами, участие которых нехарактерно для поп-музыки.

Современный лееринг звучит почти везде

Область применения наслоений очень широка, но, пожалуй наиболее часто многоэтажные функциональные слои в XXI веке используются в поп-музыке, танцевальной электронной музыке, рэпе, относительно тяжелом роке, в трейлерной и киномузыке.

Суть функционального лееринга в том, чтобы сделать звучание записи «больше, чем жизнь», как это принято называть на Западе.

Особенно эффект лееринга заметен в минималистичных аранжировках, где много «воздуха» и «мало нот». Чтобы такие треки звучали жирно, выпукло и широко, музыканты записывают послойно все пять «функциональных слоев».

Вы не ослышались: каждый функциональный слой состоит из нескольких подслоёв. Скажем, в хаусе, мейнсримном EDM, рэпе, трэпе, драм-энд-бассе, трейлерной музыке басовые линии как правило состоят из унисонов и октав, играемых несколькими тональными и нередко шумовыми звуками.

Диапазон басовых частот заполняется, например, суббасом, «средним» басом и «высоким» басом. В EDM это могут быть 3 синтезаторных патча, отличающихся не только частотной составляющей, но и скоростью атаки и затухания, примененными фильтрами и модуляционными эффектами.

И четвертным слоем в басовой функциональной линии может быть подмешан, скажем, не тональный звук, дающий характерный «пинок» и напоминающий искаженный звук басового барабана (бочки).

 

То же касается функционального слоя ударных (бита). С подачи таких групп, как Beach Boys, появилась традиция записывать слоями малый барабан (snare), бочку, томы. В современных библиотеках барабанных сэмплов для танцевальной музыки практически все снейры и бочки — слоёные.

Особенно часто лееринг барабанов применяется в музыке для кинотрейлеров. Ударные там — это отдельный вид искусства. Если вы посмотрите типичный трейлер «супергеройского» фильма, триллера, боевика, то сможете услышать в саундтреке поистине гигантские барабаны, которые прорезают очень насыщенный микс и «бьют» прямо в лицо.

Этот эффект достигается использованием несколько слоев сэпмлов ударных из специальных библиотек «эпичных барабанов». Трейлерные композиторы могут использовать от трех до семи слоев ударных, играющих абсолютно одинаковые партии, и расположенных по всему частотному диапазону – как басы в EDM, только еще радикальнее.

Мало того, в этом жанре музыканты могут подмешивать к атаке ударных еще и короткий нарастающий белый шум и перевернутые задом наперед «хвосты» реверберации шумовых звуков, чтобы получить удар, который на письме можно обозначить как «ххдыщщ» или «woosh hit» (в англоязычной традиции)…

Лееринг не запрещен ни в одном стиле. Правил нет

Почти каждому продюсеру и каждой группе хочется звучать «больше, чем жизнь». Слушатель по всему миру привык к компрессированному, мощному, широкому и громкому звуку — даже в лирических композициях.

Поэтому даже живые коллективы (поп-, роковые, блюзовые, панковские, металлические) прибегают на записи к леерингу. Слоями пишутся и обрабатываются гитары, вокал, ударные, бас. Лееринг «угромчает» даже очень разряженную аранжировку, которая благодаря ему начинает звучать богаче. Хотя самих музыкальных и шире — звуковых событий — в ней может быть немного.

Упоминавшийся выше 5-й «Слой новизны» (особенно в электронщине, рэпе и трейлерной музыке) тоже вовсю использует слоеные унисоны и октавные конструкции.

Сегодня сплошь и рядом продюсерами и звукоинженерами лееринг применяется… без участия музыкантов, аранжировщиков и битмейкеров — на сведении.

Например, в рок-композиции записанная партия баса может быть дублирована еще на две дорожки и там пропущена через моделирующие виртуальные усилители и другие эффекты, чтобы добавить звуку чуть-чуть лязга и дисторшна. А живые барабаны часто дублируются сэмплами — для ощущения более плотного грува.

Вокал в поп-музыке и EDM может дублироваться и обрабатываться многократно — для получения широкого, «обволакивающего» звучания. Кричащий «в лицо» речитатив в рэпе — тоже результат не только записанных на трекинге дублей, но и лееринга при сведении.

 

Нередко креативный звукоинженер может даже «доиграть» в унисон и/ или октаву некоторые партии синтезаторов, потому что хочет слышать в фонограмме более плотные и эффектные функциональные слои. То же самое делается и с гитарами…

Строго говоря, никаких железобетонных правил лееринга нет. Главное — он должен не замутнять микс, а делать его более ярким, объемным и «жирным».

Реалистичность звучания в современной музыке (если это не традиционный джаз, фолк или что-то подобное) уже никого не волнует. Слушатель избалован фонограммами, которые «больше, чем жизнь» и на меньшее уже не согласен.

Справедливости ради нужно отметить, что лееринг также особым образом применяется в саунд-дизайне и так называемой «интерактивной музыке» для компьютерных игр, но это еще две отдельных истории…

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/leering-v-myzyke-chto-eto-takoe-i-zachem-ego-ispolzovat.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Новинки ROLAND 2023

Подведем итоги года ушедшего вместе с компанией ROLAND и представим вам ее новинки, которые, как всегда, используют передовые...

Delay – один из самых популярных гитарных эффектов

На сегодняшний день Delay является одним из самых популярных гитарных эффектов. Как правило, он имеется в арсенале каждого...

Кабели, разъемы, протоколы: как не запутаться?

Если вы хоть раз использовали музыкальное оборудование, будь оно профессиональным или бытовым, то сталкивались с различными разъемами и...

Бесплатные VST плагины для гитары: эмуляции педалей, обзор лучших

Виртуальные цепочки гитарных обработок, как и реальные, часто начинаются с подключения предварительных эффектов. И обычно это «педали», они...

Ищем выход: линейный или для наушников?

Линейный выход и выход для наушников внешне очень похожи, при этом многие аудиоинтерфейсы и все микшерные консоли имеют...

Питаем свой голос правильно: меню вокалиста

Если вы являетесь профессиональным певцом или вокалистом-любителем, то знаете, что главный ваш рабочий инструмент – это ваш голос....

Страх сцены: чем можно помочь себе?

Даже если вы не испытываете проблем в общении с людьми, грамотно говорите, талантливо поете или играете на музыкальных...

Комбоусилители для акустических гитар

Комбоусилители для гитар хорошо известны всем музыкантам, ассортимент их чрезвычайно богат, есть из чего выбрать. Однако стоит различать...

Протокол Dante. Для чайников

Что такое протокол Dante? Как используется и где применяется? В чем его плюсы относительно аналогового подключения «косой» обсудим...

Мелодика или пианика: недетский инструмент

Слышали вы когда-либо о таком инструменте как мелодика или пианика? Это два разных названия одного инструмента – мелодической...

Как сводить треки эквалайзерами — прямо в процессе аранжировки

Хорошее сведение начинается с аранжировки. Эта простая мудрость в конце концов доходит до большинства музыкальных продюсеров, композиторов, инди-музыкантов....

Реверберация: какой она бывает

Реверберация открывает целый мир возможностей для звукорежиссеров: от маленьких и уютных помещений до пышных залов, кафедральных соборов и...

Музыкальные размеры: ключ к пониманию

Владеете ли вы музыкальной грамотой? Если да, то скорее всего, вы учились в музыкальной школе. Если же такие...

Дополнительные струны: сколько и зачем?

Сегодня мы поговорим о необычных для большинства музыкантов гитарах. Когда изучил свою шестиструнную гитару вдоль и поперек и...

«Анатомия» акустической гитары

Данная статья будет полезна начинающим гитаристам или тем, кто только собирается им стать. Если вы музыкант-самоучка, то многие...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Добавь баса: управление звуком бас-гитары

Опытные басисты знают всё о своей, и не только своей, гитаре: как управлять ее звучанием, что подкрутить, чтобы...

Гитарные тюнеры: настройся на лучшее!

Если вы обладаете абсолютным слухом, то настроить музыкальный инструмент без использования дополнительных приспособлений для вас не составит труда....

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Биография Тори Амос

Тори Амос (Мира Эллен Амос) (1963) – певица, пианистка.Родилась Тори в городе Ньютон штата Северная Каролина 22 августа...