• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Как сделать сайдчейн, используя бесплатные VST плагины: обзор лучших

Сайдчейн и подобные ему эффекты в DAW чаще всего настраивают двумя путями:

1. С использованием компрессора, поддерживающего подключение по боковой цепи и имеющего sidechain input — вход для аудио-сигнала. Последний как бы «командует» плагину, в какой момент делать максимальное сжатие.

2. С использованием плагинов, формирующих кривую громкости (Envelope shapers). Говоря честно, это никакой не сайдчейн, а его убедительная имитация, которая имеет свои ограничении.

Начнем разбор с истинного сайдчейна и доступных для его приготовления бесплатных 64-битных компрессоров. Традиционно мы рассматриваем только то ПО, производители которого не заставляют пользователей привязывать их банковские карты на своих сайтах.

К сожалению, по-настоящему бесплатных и качественных компрессоров, поддерживающих сайдчейн, существует мало. А те, что не требует привязки карты, можно пересчитать по пальцам одной руки. Тем не менее для получения полноценного сайдчейна свободные решения есть.

Сайдчейн-компрессоры от Analog Obsession – YALA и BUSTERse

Под брендом «Аналоговая одержимость» выпускает свои плагины турецкий музыкант, разработчик железного оборудования и программист Rıdvan Küçük из маленького городка Tunca. В последние годы его полностью бесплатное ПО получило всемирную популярность. На Patreon Ридвана поддерживают уже 21 400 подписчиков.

И это справедливо, ведь плагины от Analog Obsession умудряются показывать качество работы и звучания, сопоставимые с платным ПО от больших брендов. В YouTube довольно много обзоров эффектов, созданных турецким разработчиком, и они полны выражений приятного удивления. В комментариях Ридвану поют славу, а отдельные горячие головы называют его гением.

Среди бесплатных плагинов Analog Obsession мы можем обнаружить эмуляцию лампового компрессора YALA. Он имитирует работу аппаратных аналоговых приборов с переменным усилением, построенных на специфической работе вакуумной лампы. Часто их называют «Variable-mu» компрессоры, или «дельта-мю» компрессорами («мю» в электронике обычно обозначает «усиление», а дельта в математике — «разница величин»).

Они отличаются относительно медленным временем атаки и восстановления (релиза), могут незначительно насыщать сигнал дополнительными гармониками. Имеют мягкое «колено». Похожими свойствами обладает и YALA от Analog Obsession.

Работает ли он с боковой цепью? Да! Причем делает это деликатно и мягко. С помощью YALA удобно делать самый популярный вид сайдчейна — от сигнала бочки (басового барабана).

Но внимание — у этого компрессора фиксированная атака — 10 мс. Поэтому его не стоит использовать на инструментах с острыми, быстрыми транзиентами. YALA не успевает на них среагировать. Зато он прекрасно подходит для сайдчейна от бочки пэдов и длинного баса, в том числе — модного у нынешних рэперов «808-го».

 

Теперь обратим внимание на BUSTERse от той же «Аналоговой одержимости». Это эмулятор консольного компрессора шины, который эффективно работает как сайдчейн компрессор. «Мы что — будем делать сайдчейн прибором, который нужен для компрессии группы инструментов?» — спросит внимательный читатель. А почему, собственно, нет?

В современной музыке один синтезаторный пэд часто представляет собой слоёный звук — то есть, как бы группу инструментов. Басы делают тоже при помощи лееринга, и они работают в проектах DAW как раз в группах. Вполне разумно использовать BUSTERse в качестве решения для сайдчейн и на шинах групп, и на отдельных инструментах.

В отличие от YALA, этот «консольный» компрессор способен показывать атаку от 0,1 миллисекунд (и до 30 мс). Поэтому он справляется с тем же сайдчейном от бочки на инструментах с быстрыми транзиентами — вроде острого танцевального slap house баса.

При включении в секции Sidechain кнопки Turbo BUSTERse сжимает весь частотный диапазон. Разработчик уверяет, что в этом случае эмулируется поведение «железных» приборов.

При включении кнопки Xformer плагин начинает окрашивать звук, также имитируя действие классических консольных компрессоров. И с этим стоит быть осторожным. Строго говоря, для обычного сайдчейна никакое окрашивание не требуется.

Для любителей тонких вмешательств в секции Sidechain доступны режимы работы только в области средних и высоких частот (возможно оставлять без компрессии область от 20 до 500 Гц). Также компрессор способен отфильтровывать высокие частоты и выделять или «проваливать» область в районе 1,5 кГц.

 

Оба упомянутых плагина от Analog Obsession следует подключать внимательно, иначе в некоторых DAW возможны недоразумения. Например, в Cubase все упомянутые в этой статье компрессоры стоит вызывать в секции Insert только из папки Dynamics. Иначе они не смогут работать с боковой цепью.

Также не стоит забывать включать «светодиод» с надписью «EXT» в интерфейсах плагинов, выпускаемых Ридваном. Если этого не сделать, компрессоры не будут принимать сигнал с назначенной дорожки в боковой цепи.

Плагины Analog Obsession распространяются абсолютно бесплатно. С недавних пор разработчик выкладывает новые версии только на Patreon. Для скачивания регистрироваться там не надо, оно доступно свободно. Однако сервис в 2022 году заблокирован в РФ Роскомнадзором.

Поэтому мы приведем ссылки на ранние версии компрессоров от Analog Obsession. Здесь можно скачать YALA. А здесь – BUSTERse.

MCompressor от Melda Production

Этот плагин, пожалуй, наиболее функционален для настройки сайдчейна от бочки или любого другого инструмента с ярко выраженной атакой. Он входит в комплект из 37 бесплатных плагинов, подробнее о котором можно почитать здесь.

Автор MCompressor, чешский программист и музыкант Войцех Мелузин, помешан на оптимизации ПО, поэтому его плагин работает с нулевой задержкой и забирает очень мало ресурсов CPU. С MCompressor можно «засайдчейнить» десятки треков в проекте, и это не заставит компьютер заикаться.

Плагин способен работать с нулевой атакой, что позволяет использовать его для сайдчейна звуков с быстрыми и яркими транзиентами. Релиз регулируется в диапазоне от 0 до 1000 Мс, поэтому специфическую накачку (pumping) сайдчейна нетрудно синхронизировать с темпом и ритмом трека.

MCompressor умеет сжимать сигнал и очень жестко, и очень нежно — с мягким «коленом». Вообще, он чрезвычайно гибкий, и его реально применять как универсальный не окрашивающий компрессор хоть на шинах, хоть на отдельных инструментах, хоть на барабанах, хоть на вокале, хоть на акустических гитарах.

 

Некоторые невнимательные пользователи спешат сообщить в Сети, что плагины Melda вынуждают покупать платную лицензию, и в проектах не сохраняются их настройки. Это неправда. MCompressor, как и все остальное ПО в пакете, полностью функционален и бессрочно работает без оплаты.

У него лишь сохраняется красная плашечка внизу интерфейса с призывом избавиться от нее за деньги, что, видимо, некоторых людей раздражает. Меж тем, плашка маленькая и не мешает никаким манипуляциям с плагином.

Скачать бесплатный пакет от Melda можно здесь.

Два бесплатных плагина для имитации сайдчейна

Перейдем к тому типу сайдчейн-подобных эффектов, которые принято называть Envelope shapers. Они не работают с боковой цепью, но помогают «нарисовать» кривую атаки и затухания для любого сигнала в ритме и темпе проекта и в диапазоне от некоей длины ноты (скажем, половинной).

Например, бесплатный плагин Sidechainer 2 от индийской компании RDGAudio работает очень просто и эффективно. С ним вы можете нарисовать циклически повторяющуюся кривую громкости, которая будет проигрываться во времени на отрезке обычной ноты, триоли или ноты с точкой в диапазоне от половинной ноты (полтакта в размере четыре четверти) до 64-й.

Скажем, в EDM такая кривая может применяться на пэде — на отрезке четвертной ноты (1/4), что даст убедительную имитацию сайдчейна от бочки, которая играет на первую долю каждой четверти. Конечно, сделать кривые, которые зависят от более сложных рисунков бочки в бесплатном Envelope shaper не выйдет, но это часто и не нужно.

Кроме прочего, плагин от RDGAudio способен регулировать соотношение обработанного и необработанного сигнала. Также он снабжен ручкой «Smooth», которая отвечает за смягчение скачков амплитуды. Ее выкручивание вправо делает изменения громкости более плавными.

Скачать Sidechainer 2 можно здесь.

Другой доступный бесплатно Envelope shaper, заслуживающий внимания — это Sidekick 2, созданный (внезапно) британским лейблом танцевальной музыки Rewired Records. Он чуть проще, чем Sidechainer 2, но тоже предназначен для имитации сайдчейна в стилях «четыре в пол», когда бочка работает на каждую четверть.

Видов синхронизации у Sidekick 2 меньше, он не работает с триолями и нотами с точкой. Зато может синхронизироваться с целым тактом. Также у него нет регулятора смягчения скачков амплитуды, но ручка «Mix» — а наличии.

В Sidekick 2 можно рисовать мышью довольно сложные кривые огибающей громкости и некоторые задачи «пампинга» танцевальных треков он успешно решает.

На сайте производителя для скачивания плагина нужно привязывать карту, но есть и альтернативная ссылка.

Увы, бесплатные Envelope shapers не помогут делать настоящий сайдчейн, однако в голову с ходу приходят десятки музыкальных решений, в которых они способны эффективно сыграть свою маленькую роль. Как говорится, «сначала выжми из прибора всё, на что он способен, а уж потом ругай его»…

Владимир Лакодин

 


Source: https://oaoo.ru/balalayka/kak-sdelat-saidchein-ispolzyia-besplatnye-vst-plaginy-obzor-lychshih.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Мониторы Kali Audio: бюджетная студийная акустика, ставшая сенсацией

Бренд Kali Audio был создан в 2018 году пятью инженерами, долгое время работавшими в JBL. Первые же его...

Первые цифровые пианино

Цифровое пианино сегодня является распространенным инструментом, который используется и в студиях, и дома, и на сцене. Это клавишный...

Ищем выход: линейный или для наушников?

Линейный выход и выход для наушников внешне очень похожи, при этом многие аудиоинтерфейсы и все микшерные консоли имеют...

Струны для укулеле

Укулеле – гавайская гитара, которая выглядит как гитара, звучит как гитара и имеет струны, как гитара. Но это...

Маршевый барабан

С тех пор, как пещерный человек стучал палкой по различным поверхностям, извлекая звуки различной высоты и громкости, барабан...

Профессиональная и Hi-Fi акустика: в чем разница?

Колонки PA и Hi-Fi – два вида акустических систем, которые, на первый взгляд, похожи, так как их основная...

Акустическая безэховая камера — что это и зачем нужна

Представьте себе комнату, в которой стоит не просто тишина, а тишина абсолютная — жуткая и потусторонняя. Некоторые люди,...

Домашняя музыкальная студия: минимально эффективный и дешевый набор

Речь у нас пойдет об оборудовании для частного жилища, способном закрыть 98% потребностей «продюсера из спальни» при производстве...

Страх сцены: чем можно помочь себе?

Даже если вы не испытываете проблем в общении с людьми, грамотно говорите, талантливо поете или играете на музыкальных...

Понижение строя гитары

Многие опытные гитаристы, экспериментируя со звучанием своего инструмента, пытаются получить более низкий, тяжёлый звук с ярким рояльным оттенком,...

Клавишные стойки – надежная опора

Почти любой современный клавишный инструмент нуждается в надежной опоре. Стойка позволяет разместить инструмент так, чтобы он находился на...

Новинки YAMAHA 2023-2024: удивляемся, мечтаем, копим…

YAMAHA является одним из ведущих мировых производителей музыкальных инструментов и музыкального оборудования. Разработка собственных технологий в области улучшения...

Самые странные гитары XXI века: для тех, кто знает толк в извращениях

Электрогитара – обычный инструмент с немного отличающимися характеристиками? Забудьте! Сегодня мы вам покажем самые необычные, но вполне «играбельные»...

Скрытые возможности музыки

Музыкотерапия – что это: модное слово, способ заработать или реальная помощь нуждающимся в ней? Постараемся сегодня поговорить о...

Микрофонные стойки

На что обратить внимание при покупке микрофона? Конечно, на его характеристики, внешний вид и стоимость. При этом многие...

Виды электрогитар: какая подойдет для всех жанров?

Само собой, нам всем хочется иметь гитарную стойку этак на десять-двенадцать мест. И чтоб на ней стояло каждой...

Балансный и небалансный кабели: подключайся правильно

При выборе первого микрофонного или Jack-кабеля, наверное, каждый задавался вопросом: какой выбрать, балансный или небалансный, и в чем...

Громкость, гейн и уровень в звукозаписи: понятный гайд для музыкантов (без формул)

Многое сбивает с толку в цифровом звуке. Например, в природе громкость (на самом деле не «громкость», но об...

Суперстраты Schecter. Сравнение в деталях

Суперстраты Schecter Компания Schecter была основана в 1976 году и с тех пор, планомерно развиваясь, выпускает все больше и...

Биография Тори Амос

Тори Амос (Мира Эллен Амос) (1963) – певица, пианистка.Родилась Тори в городе Ньютон штата Северная Каролина 22 августа...