• Виктор
  • Статьи
  • 3 мин. чтения

Дерево электрогитары – влияет ли на звук? Еще как, и тому есть доказательства

Это удивительно, но до XXI века строгие лабораторные эксперименты, призванные выяснить, влияет ли порода дерева, из которой выполнена электрогитара, на ее звучание, практически не проводились.

Ученые исследовали в основном роль звукоснимателей, хотя и эти изыскания были нечастыми. Возможно, именно поэтому споры гитаристов о том, имеет ли значение дерево в конструкции инструмента, не утихают уже десятилетия.

Отделы исследований, принадлежащие производителям электрогитар, конечно, в курсе, что материалы корпуса и накладки грифа значительно вмешиваются в конечный звук, Но потребители справедливо подозревают производителей в том, что те постоянно лукавят, что-то не договаривают о свойствах своих инструментов или преувеличивают значение тех или иных деталей.

В этом тумане взаимного недопонимания остается ориентироваться лишь на неангажированных ученых. И те в конце концов занялись проблемой. Давайте же разберемся, что именно установили два редких эксперимента, проведенных в 2010-х годах. Один касался материалов накладки грифа. А другой — материала вокруг звукоснимателей электрогитары.

 

Меняется ли звук электрогитары при смене материала накладки на грифе?

Эксперимент по этой теме (по всей видимости, первый в мире) проводили сотрудники французской исследовательской лаборатории в области механики, акустики и энергетики под названием «Институт Жана Ле Рон Д’Аламбера». Ею совместно управляют Университет Сорбонна, Университет Пьера и Марии Кюри и другие уважаемые организации. Также лабораторию поддерживает Министерство культуры Франции.

Ученые замеряли различия звука у двух одинаковых электрогитар, которые отличались только накладкой грифа. У одной она была из черного дерева, у другой — из палисандра. Оба инструменты были изготовлены по специальному заказу именитыми лютье из научно-образовательного центра ITEMM (Ле-Ман, Франция). Гитары представляли собой копии Gibson Les Paul Junior DC и имели одинаковые струны, звукосниматели и т. п.

Отчет о результатах эксперимента был опубликован в 2013 году. И он сообщает, что разные накладки на грифе электрогитары оказывают выраженное влияние на ее звук. Это было подтверждено тщательными замерами.

В частности, ученые записывали — естественно, с установленных звукоснимателей и никак иначе — звучание разных нот на разных ладах у обеих гитар. А затем сравнивали амплитудно-частотные характеристики полученных сигналов и их динамику во времени (изменение затухания фундаментальной основы ноты).

В научной работе приводится пример для ноты «фа» на второй струне (на 6-м ладу). Были сделаны замеры при ударе медиатором, а также проведены измерения проводимости дерева на этом же ладу у каждого грифа.

При этом инструменты, во избежание ошибок и искажений, были подвешены в воздухе на эластичных ремнях. А конструкция подвески имела резонансные частоты ниже резонансных частот гитар — то есть, никак не влияла на звук.

И посмотрите на рисунке ниже, как различается проводимость в зависимости от материала. Сплошная линия — результат накладки из черного дерева (E, ebony), пунктирная линия — результат палисандра (R, rosewood). Серой вертикальной чертой обозначена фундаментальная частота ноты «фа» первой октавы. Очевидно, что показатели двух накладок сильно разнятся как раз в близком к «фа» диапазоне:

А вот какими оказались кривые затухания фундаментальной частоты ноты для двух материалов накладок. На графике ниже видно, что палисандр значительно сильнее поглощает звук, чем черное дерево. Кривая затухания палисандра обозначена пунктирной линией, кривая черного дерева — сплошной. Крестиками нанесена расчетная кривая «в вакууме» — то есть, математически вычисленная для абстрактной струны без влияния дерева.

Замеряя показания для других нот и других ладов, исследователи обнаружили, что в обеих накладках грифа присутствуют «мертвые зоны» — места, где значительная часть звуковых колебаний (как частотная, так и аплитудная составляющие) аномально поглощается деревом.

Как раз для ноты «фа» на 6-м ладу 2-й струны такая «мертвая зона» выявилась у гитары с палисандровой накладкой. Отсюда столь сильное различие в приведенном выше замере.

У разных накладок грифа «мертвые зоны» расположены в разных местах и оказывают влияние на ноты, сыгранных на разных ладах. Карты «мертвых зон» различаются довольно заметно. Посмотрите на два рисунка. На первом обозначены мертвые зоны для накладки из черного дерева, на втором — для накладки из палисандра. Крестиками показаны последовательности одинаковых для обеих гитар нот (частот), сыгранных во время измерений.

Выяснилось, что гриф с палисандровой накладкой имеет для 2-й струны одну «мертвую зону» — на 6-м ладу. У гитары с черным деревом на грифе были найдены две «мертвых зоны» — на 7-м и 8-м ладу. Конечно, для всех струн и всех ладов карты точек с сильным затуханием будут довольно сложными и разными для разных материалов грифа.

И ученым удалось на основе измерений вычислить среднее значение проводимости дерева для обеих гитар на протяжении всех 22 ладов (для 2-й струны). Как видно на графиках ниже, палисандр (пунктирная линия) показал явно большую проводимость, чем черное дерево (сплошная линия). А значит, звуковые колебания у гитар с палисандровой накладкой затухают быстрее:

Обратим внимание, что чем выше звуки (а значит, ближе к деке лады) — тем сильнее кривые сближаются. Это связано с тем, что ближе к своему креплению грифы гитар колеблются меньше, и поэтому выше 15-го лада различия звучания между инструментами становятся менее радикальными.

Экспериментаторы также рассчитали среднее время затухания для обеих гитар во всем звуковом диапазоне 2-й струны. И оно показывает, что время затухания звука для гитары с накладкой из черного дерева почти всегда больше, чем у гитары с палисандром на грифе. Что однозначно доказывает: палисандр сильнее «съедает» звук.

Физический смысл всего происходящего примерно (и упрощенно) таков: сами колебания гитарных струн довольно сложны. И дерево накладки грифа вмешивается в эти колебательные системы, как бы «отражая» полученные от струн вибрации на них же самих. А также резонируя с колебаниями на некоторых частотах, сильно поглощая вибрации струн в «мертвых зонах» и слабее — по всей длине грифа.

Естественно, поведение колеблющихся струн от этого меняется, и звукосниматели электрогитар улавливают всю картину. Вот, собственно, таким образом дерево грифа и влияет на звук.

Как влияет на звучание электрогитары материал корпуса вокруг звукоснимателей

Второй эксперимент, о котором мы расскажем, играет не в пользу музыкантов, высмеивающих «деревянную теорию» вот в каком аспекте: мол, это вообще все равно — из чего делать корпус электрогитары. Мол, ни на что это не влияет, а если и влияет, то малозаметно

Оказывается, еще как заметно. Об этом в 2016 году на 23-м Международном «Конгрессе звука и вибрации» рассказал
японский исследователь Киминобу Нишимура с инженерного факультета Университета Кинки (г. Хиросима).

Проводя свое исследование, он вырезал кусок деки электрогитары вокруг звукоснимателей и попеременно вставлял на пустое место три вида материалов — дерево (агатис, дуб); пластины из цветных металлов (медь, латунь, алюминий, свинец); пластины из полимеров (нейлон, акрил, ПЭТ). И каждый раз при этом экспериментатор замерял огибающие спектра и составлял карты тембров.

Для всех измерений использовалась одна и та же электрогитара в форм-факторе «стратокастера» и, соответственно, одинаковые струны и звукосниматели. Для снижения широкополосного шума датчиков Нишимура залил их раствором полиэтиленглиголя, который поглощает механическую вибрацию самих звукоснимателей и их электромагнитный шум, слышимый на частотах, относимых к звуковым.

В своей научной работе ученый определяет тембр электрогитары как «относительную амплитуду различных гармоник» или спектральный состав тона. Это основной параметр, который он замерял для разных материалов корпуса инструмента. Причем делал это применительно и к атаке, и к затуханию во времени звучания струны.

Нишимура извлекал медиатором звук открытой 5-й струны много раз — для каждой новой накладки вокруг звукоснимателей. В измерении участвовал только средний датчик. Регуляторы тембра и громкости были выставлены на максимум во всех случаях. Сигнал анализировался спектроанализатором DS2000 (производитель — ONO SOKKI).

Результат эксперимента таков: все материалы показали отличающиеся друг о друга относительные амплитуды — как для моментов атаки звука, так и для моментов затухания. Вот, например, сравнение АЧХ сигнала при затухании для дубовой, латунной накладки и исходного материала корпуса, который принят за «нормальный»:

Основные выводы из результатов исследования следующие:

1. Материал корпуса вокруг звукоснимателей действительно оказывает влияние за звук электрогитары, причем довольно значительное.
2. В наибольшей степени оно заметно на низких и высоких частотах.

Нам остается резюмировать: это очень не всё равно — из чего сделаны как накладка грифа электрогитары (или сам гриф без накладки), так и ее дека. Дерево действительно вмешивается своим вибрационным влиянием в «колебательные системы» струн, меняет их, а звукосниматели улавливают изменения.

Так что «деревянная теория» в отношении электрогитар — не миф и не хитрый маркетинговый заход производителей. Вопрос уже так не стоит: «верить-не верить». По идее, потребителя должно теперь интересовать: а как бы ему перед покупкой по-быстрому замерять АЧХ и время затухания звука у инструментов с разными накладками на грифе и разным материалом корпусов? 🙂

Владимир Лакодин


Source: https://oaoo.ru/balalayka/derevo-elektrogitary-vliiaet-li-na-zvyk-eshe-kak-i-tomy-est-dokazatelstva.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Из чего делают тарелки?

Особым культом любого барабанщика являются тарелки, от звучания которых во многом зависит звук всей барабанной установки. В общем...

Patchbay: кому и зачем?

Патчбэй или коммутационная панель автоматически соединяет источники и приемники звука, а также любое оборудование, упрощая маршрутизацию сигналов. В...

Варган – магический инструмент шамана

Варган – довольно неоднозначный инструмент. Кто-то даже не слышал о нем, но кто слышал точно не остался равнодушным...

Чем бы «звезда» не тешилась: хобби известных музыкантов

Все мы люди. Вот и музыкальным кумирам не чужды различные увлечения, которые помогают им не сойти с ума...

Профессиональные заболевания гитаристов

Ранее мы с вами говорили о мускулатуре барабанщиков и упражнениях на ее развитие. Возникает логичный вопрос: что по...

Мониторы Kali Audio: бюджетная студийная акустика, ставшая сенсацией

Бренд Kali Audio был создан в 2018 году пятью инженерами, долгое время работавшими в JBL. Первые же его...

Маршевый барабан

С тех пор, как пещерный человек стучал палкой по различным поверхностям, извлекая звуки различной высоты и громкости, барабан...

Безголовые гитары

В мире существует множество разнообразных гитар, отличающихся звучанием, формой, конструкцией и техническими характеристиками. Одной из таких особенностей является...

Расположение микрофона при записи вокала

При записи вокала важно правильно расположить микрофон не только по отношению к интерьеру помещения, но и относительно вокалиста,...

Страх сцены: чем можно помочь себе?

Даже если вы не испытываете проблем в общении с людьми, грамотно говорите, талантливо поете или играете на музыкальных...

Как писать музыку без повторов, чтобы звучало свежо

В 2023 году на мировые музыкальные платформы было загружено около 184 миллионов новых музыкальных треков. К сожалению, исследований...

Студия для подкастов Face2Face в Москве: что и как

Подкасты сейчас на пике популярности. Они позволяют делиться мыслями с людьми по всему миру, а слушателям — учиться...

Протокол Dante. Для чайников

Что такое протокол Dante? Как используется и где применяется? В чем его плюсы относительно аналогового подключения «косой» обсудим...

Самые странные гитары XXI века: для тех, кто знает толк в извращениях

Электрогитара – обычный инструмент с немного отличающимися характеристиками? Забудьте! Сегодня мы вам покажем самые необычные, но вполне «играбельные»...

Ищем выход: линейный или для наушников?

Линейный выход и выход для наушников внешне очень похожи, при этом многие аудиоинтерфейсы и все микшерные консоли имеют...

В каком порядке применять плагины при микшировании?

Если у вас пока недостаточно опыта в работе со звуком, то перед вами обязательно встанет вопрос: «Каков правильный...

Резонаторные гитары

Слышали ли вы о резонаторных гитарах? Это довольно редкие музыкальные инструменты, которые не встретишь в каждом музыкальном магазине....

Бесплатное продвижение музыки: ожидания и реальность

Хорошая новость: люди на планете никогда еще так много и интенсивно не слушали музыку. Согласно исследованию Международной федерации...

Как писать музыку на компьютере, если он слабый: 10 практических приемов

Будем реалистами: в России и странах СНГ мало кто может сходу приобрести «на зарплату» и даже в кредит...

Все о кахонах

Сегодня мы поговорим о кахоне – перкуссионном музыкальном инструменте, который стремительно набирает популярность в различных музыкальных стилях. Наверняка...